Почему смог в Бишкеке — это надолго и он сам не пройдёт

Pavel Isayenko
3 min readDec 6, 2020

--

Данияр Аманалиев у себя в телеграм-канале написал про бишкекский смог:

“На прошлой неделе у меня был интересный разговор с одним немцем, который работает по проектам в Кыргызстане с начала 2000х и очень хорошо знает нашу ситуацию. Он меня заверил, что смог у нас не навсегда и терпеть осталось 5–6 лет по следующим причинам: 1. Снижение цен на электромобили во всем мире и при этом очень низкая стоимость электричества в КР — интенсивное проникновение электротранспорта не за горами; 2. газификация частного сектора, которая сейчас активно происходит. Постепенно все больше людей будут соглашаться переходить на более дорогое газовое отопление, которое освобождает от необходимости каждые 2 часа подкидывать уголь, пачкаться и дышать угольной пылью”

Я с утверждением, что смог закончится через 5–6 лет и сам пройдёт, категорически не согласен. Разберу это по пунктам:

  1. Электромобили.

1.1. Если смотреть глобальные тренды, то электромобили действительно дешевеют, но всё равно значительно (в 2 раза и более) дороже их аналогов с ДВС. Те электромобили, которые можно комфортно использовать для передвижения по городу, стоят десятки тысяч долларов и не могут стать массовыми в стране, где средняя стоимость автомобиля 3–4 тысячи.

1.2. Другая проблема: доступное электричество. Тут дело даже не в отсутствии зарядных станций (они появились бы, был бы спрос), а в дефиците электроэнергии и изношенной и работающей на пределе инфраструктуре. Лишь ограниченное число людей может иметь дома 20-амперный зарядник, минимально необходимый для зарядки Nissan Leaf за ночь. Электроэнергия дешёвая и потому, что её частично оплатил когда-то СССР, построив ГЭС на реке Нарын, где вырабатывается 90% электроэнергии Кыргызстана. Построить новые электростанции пока не удалось по ряду причин, а выработка электроэнергии на существующих падает из-за уменьшения стока рек (на 20–30% к 2050 г.). С каждым годом придётся всё больше электроэнергии импортировать из Казахстана, что приведёт к её подорожанию.

1.3. Топливо дешёвое. Пока бензин, дизельное топливо и газ дешёвые, у людей нет стимула покупать дорогие электромобили ради экономии на эксплуатации. Это может быть выгодно только при больших пробегах, например, в такси, но см. предыдущий пункт: машина должна где-то заряжаться, в это время она простаивает.

1.4. В настоящее время использование электромобиля в Бишкеке доступно очень немногим. Это дорого и неудобно. В странах, где массовая электромобилизация (с развитием инфраструктуры), началась раньше, доля электромобилей за 8 лет (с выпуска Tesla Model S) ещё очень далека до значимой с точки зрения влияния на выбросы доли. Я фанат электромобилизации, но я бы не смог использовать электромобиль в Бишкеке даже в качестве второй машины.

1.5. Что может ускорить процесс автомобилизации:

1.5.1. Дальнейшее падение цен, рост вторичного рынка электромобилей, появление сообщества, энтузиастов.

1.5.2. Появление рынка электроэнергии, когда могут появляться независимые поставщики и продавать электроэнергию распределительным сетям. В таком случае могут создаваться новые мощности для выработки электроэнергии разными способами (малые ГЭС, ветряки, солнечные панели).

2. Газ

2.1. Газификация происходит, но формально. Газовую горелку заводят в обычную печь, которая не рассчитана на такое пламя и с большим трудом прогревается. Чтобы нагреть одно и то же помещение, требуется потратить на газ в несколько раз больше денег, чем на уголь, поэтому большинство жителей газифицированных районов продолжают использовать уголь. Для многих высокая стоимость перечёркивает удобство.

2.2. Чтобы газ использовать эффективно, нужно переделывать всю систему отопления, а это дополнительные затраты, но и в этом случае использование газа оказывается дороже. Часто использование электричества с эффективными обогревателями обходится дешевле, чем даже уголь, но массовым такой способ отопления стать не может из-за дефицита электроэнергии.

2.3. ТЭЦ — важный источник загрязнения — будет продолжать работать на буром угле, так как на него сейчас рассчитано оборудование. Использование газа, как и реконструкция под это, приведёт к существенному росту тарифов, на что государство вряд ли пойдёт.

2.4. Решить проблему с зимним смогом может только полный запрет на использование угля и угольных печей и переход на другие источники энергии. Тенденция обратная: с каждым годом потребление угля в Бишкеке и Чуйской области растёт, что правительство ставит себе в заслугу.

Таким образом, оба этих фактора весьма слабые, влияние которых в перспективе нескольких лет незначительно; им противостоят более сильные факторы, способствующие смогу. Нет никаких оснований ожидать снижение загрязнения воздуха в Бишкеке в ближайшие десятилетия без кардинальных изменений в политике, экономике и обществе. За чистый воздух нужно вести борьбу прямо сейчас, без неё ситуация будет только усугубляться.

--

--

No responses yet